С древних времен цветок – это не только средство украшения, важный атрибут торжеств, но и предмет восхищения, красоты и любования. Госпожа Природа – лучшая создательница шедевров, но когда к ее творению прикладывается рука мастера, то появляется новое произведение, вызывающее восхищение. То, что называется «искусством». Для жителей Японии икебана – это нечто большее, чем элемент убранства интерьера.

На сегодняшний день страна Восходящего Солнца – это удивительный мир, сочетающий в себе небывалые чудеса техники и самобытность традиций. Икебана как ничто иное хранит в себе дух древности. Существуют различные версии истории о появлении икебаны, все они по-своему удивительные, но суть их в одном. Однажды монах увидел ветку сакуры необыкновенной красоты, сломанную и валявшуюся на земле. Он принес эти цветы в храм и возложил к ногам статуи Будды с жаркими мольбами о том, чтобы высшие силы воскресили то, что поломала непогода. С тех пор украшение цветами алтаря – это традиция, а восточное «икебана» зачастую означает «2-ая жизнь».

Возникновение искусства икебана

Возникновение этого вида искусства напрямую связано с давней традицией возложения цветов божественным духам и предкам. Согласно учению синто, духи обитают в каждом окружающем нас предмете. В те далекие дни икебана основывалась на противоположностях света и тьмы, которые означали Небо и Землю. Позднее под влиянием конфуцианства был внесен 3-ий элемент, отождествляющийся Человека. Таким образом икебана, состоит из 3 основных цветов и веток, которые символизируют гармонию, красоту, человека и природу. Так называемая школа икебаны – Икэнобо – знакома не только на Востоке, но и в каждом уголке мира. Сегодня насчитывается около 3 миллионов поклонников этого искусства, которые культивируют старинные стили, привнося символику новизны.

Это искусство сильно отличается от другого творчества тем, что воспевает бренный и ветхий мир человека и природы. Как один сезон сменяет другой, так и красота икебаны не увядает – композиция изменяет статичность, и окружающие наблюдают саму жизнь цветов. Автор стремится не просто сохранить природное великолепие цветка, но и подчеркнуть эксклюзивность своего творения за счет используемых материалов, которые искажены природой – и в этом их уникальность.

ХIХ век стал этапом перемен для культуры, экономики и искусства Японии. Страна утратила свою многовековую изоляцию от мирового европейского развития. Икебана обретает новый вектор развития. Унсин Охара – основоположник одноименной школы – разрабатывает свой стиль в икебане – моребану, в котором используются вазы. Стиль предоставил широкие возможности для полета фантазии. Композиции приобретали новые черты – они стали ниже, но более распростертыми в ширину.

Современное искусство икебана и школы

На сегодняшний день школа Охара всемирно известная. Она имеет свыше 1 миллиона последователей. Существуют 4 крупных центра развития школы – в Токио, в Кобэ, и 2 зарубежных – в Сан-Пауло и Нью-Йорке. Действует целая сеть филиалов: более 160 в Японии и 54 за ее пределами. В 1927 г. была открыта другая школа – школа Согецу. Ее основал Софу Тэсигахара – мастером этого искусства не в одном поколении. В названии «Согецу» содержатся 2 иероглифа, которые означают «луну» и «траву», что подчеркивает привязанность основателей к природе и связи с Вселенской бесконечностью.

Тэсигахара первый, кто начал использовать нетривиальные материалы, звук, свет, воду для создания неповторимых конструкций. Последователем этого учения стал сын Софу – Хироси, профессиональный художник и режиссер. Его шедевры были приближены к современному ландшафтному дизайну за счет использования редких природных материалов, в частности, бамбука.

Главный принцип школы Согецу — это создание новейших образов в соответствии с эпохой. Теперь мастера применяют картон, пластмассу цветную, сталь, оптическое волокно, бумагу или обычные банки от консервов в дополнение к традиционным материалам, таким как цветы, дерево и камень. Не лишним будет отметить, что “цветочное искусство” выходит за рамки оформления только в сосуде. В отличие от традиционных направлений, икебана способна существовать абсолютно в любом месте, например, офисное помещение, сад или огород.

Единство 3 измерений пространства – вот основной закон икебаны. Стать настоящим мастером сложно в силу духовной тонкости самого искусства. Важно развивать в творчестве не только чувство стиля, но и умение сопоставлять материалы, а также стремиться тонко чувствовать гармонию создаваемой композиции. Величайший мастер Тэсигахара учил, что исключительное произведение икебаны способно родиться в руках мастера тогда, когда он не только видит и чувствует красоту цветка, но и способен услышать его голос.